Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

В литературе существует более двухсот определений науки, раскрывающих различные стороны научного процесса. для обобщения различных подходов к пониманию сущности науки необходимо рассмотреть ее в единстве трёх аспектов:

а) наука как познавательная деятельность,

б) наука как социальный институт,

в) наука как особая сфера культуры.

Наука как познавательная деятельность деятельность — это целенаправленная активность. Специфика научной деятельности заключается в том, что это когнитивная, т.е. познавательная деятельность. Целью данной деятельности является получение нового научного знания. Чаще всего считается, что целью науки являются истинные знания, т.е. такие знания содержание которых соответствует действительности.

В науке известны три основные модели изображения процесса научного познания:

1. эмпиризм,

2. теоретизм,

3. проблематизм.

Эмпиризм (Ф. Бэкон) полагает, что научное познание начинается с фиксации эмпирических данных. Затем выдвигается гипотеза и на её базе формируется теория. Таким образом, процесс познания осуществляется как движение от единичных фактов к общим положениям. Теоретизм (Г. Лейбниц, Т. Кун) полагает, что исходным пунктом научного познания является какая-то общая идея. Затем, на базе этой общей идеи, объясняются эмпирические данные.

Проблематизм (К. Поппер) полагает, что наука движется от проблемы к проблеме. Научная проблема — это существенный вопрос, ответ на который предполагает получение новой информации. Наука как социальный институт В качестве особого социального института наука формируется лишь в ХV11-ХV111 вв. Социальные институты предполагают наличие определенных организаций, формальных структур. Именно в ХУII в. появляются первые академии наук (в России — в ХУIII в.). Начинают выходить специальные научные журналы. Функционирование науки в качестве социального института предполагает также наличие специфических моральных норм. Совокупность этих моральных норм составляет этос науки. Согласно учению Р. Мертона, этос науки включает в себя следующие основные ценности (нормы): 1. Универсализм означает объективный характер научного познания. Научное знание должно соответствовать наблюдениям и ранее удостоверенным научным знаниям. Универсализм предполагает демократический и интернациональный характер науки. 2. Коллективизм предполагает, что плоды науки принадлежат всему обществу. Наука является результатом коллективного творчества. 3. Бескорыстность означает, что главной целью деятельности ученых является служение истине. 4. Организованный скептицизм означает, что профессиональной обязанностью ученого является обязанность критиковать научные взгляды своих коллег. Истинный ученый по своей натуре скептик. Наука как особая сфера культуры Культура — это все рукотворное, всё, что создано умом и трудом человека. Она подразделяется на две части: 1. материальная культура; 2. духовная культура. Наука является областью духовной культуры. духовная культура связана с функционированием и развитием идей и ценностей. Выделяется четыре основные сферы духовной культуры: 1. мораль; 2. искусство; 3. религия; 4. наука Мораль предполагает стремление к добру; искусство предполагает стремление к красоте, гармонии; религия предполагает стремление к сверхъестественному; наука предполагает стремление к истине. Наука как сфера культуры взаимодействует со всеми другими сферами культуры. Она соприкасается с искусством, моралью, философией, религией. Большое значение для понимания специфики науки как формы культуры имеет идея К. Поппера о трёх мирах:

  1. Первый мир — это реальность, существующая объективно (природа и общество).
  2. Второй мир — это состояния человеческого сознания (мысли, чувства, настроения, интересы и т.д.).
  3. Третий мир — это мир объективного содержания мышления.

В него входят научные идеи, художественные произведения, моральные, религиозные, эстетические ценности. Третий мир является продуктом человеческой деятельности. Но в то же время третий мир относительно автономен и независим от человека. Результаты деятельности человека начинают вести самостоятельную жизнь. С научными теориями происходит то же, что и с нашими детьми. Они становятся в значительной степени независимыми от своих родителей. Третий мир возможен только на базе существования языка. Научные идеи облекаются языковыми формами. Поэтому третий мир — это в значительной степени лингвистический мир. Третий мир способен к бесконечному прогрессу, так как человек с помощью языка постоянно творит новые идеи, понятия, ценности.

 
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz