Структура эмпирического знания.
Наблюдение, сравнение, эксперимент.
Единство эмпирического и теоретического знания

В структуре научного познания различают эмпирический и теоретический уровень исследований.
Эмпирический уровень предполагает непосредственное взаимодействиЕ исследователя с объектом познания. Здесь познание осуществляется на основе чувственного контакта ученого и предмета познания.
Основными структурными элементами эмпирического познани является наблюдение и эксперимент.
Наблюдение — это исходная форма эмпирического познания, именно с негс начинается познавательная деятельность.
Различаются научное наблюдение и обыденное наблюдение.
1. Научное наблюдение, в отличие от обыденного наблюдения, носил организованный характер. Исследователь упорядочивает процедуру наблюдения. Ё обыденное наблюдение носит неорганизованный, случайный характер.
2. Научное наблюдение носит системный характер. Одного или нескольки наблюдений в науке недостаточно.
3. Наблюдение в науке носит целенаправленный характер. Предпринима5 исследование в виде наблюдения, ученый обязательно ставит идеальную цель (подтвердить или опровергнуть существующую теорию и т.д.). Ученый не простс регистрирует какие-то факты, он выбирает те факты, которые имеют отношение I поставленной цели.
4. Научные наблюдения связаны с определенной теорией. В науке наблюдени5 всегда теоретически нагружены. Ученый связывает эмпирические факты ( теоретическими представлениями. Поэтому в науке важные открытия крайне редкс делаются неспециалистами. Луи Пастер однажды сказал: ((Случай может научпт чему-то только подготовленный ум.
5. Научное наблюдение отличается от повседневного также тем, что в нег широко используются специальные устройства и средства (микроскопы телеаппаратура, ЭВМ и т.д.). Эти приборы компенсируют природную ограниченност органов чувств человека.
Следует подчеркнуть, что наблюдение осуществляется без какого-либс изменения изучаемых явлений. Оно предполагает невмешательство исследователя Е процесс протекания естественных событий.
В некоторых случаях наблюдение является единственно возможным методог эмпирического исследования, что особенно очевидно в астрономии.
Виды наблюдения:
1. Естественно — научные наблюдения (наблюдения за природными объектами).
2. Наблюдения в области социальных наук (используются в социологии менеджменте).
Специфической разновидностью наблюдения является интроспекция - самонаблюдение, которое может применяться в психологии и педагогике.
Эксперимент, в отличие от наблюдения, предполагает сознательное вмешательство ученого в исследуемый объект.
Современная наука берет начало с Г. Галилея. Именно он начал широкс внедрять эксперимент в науку. Эксперимент в союзе с математикой и дал началс подлинно научному познанию. Выдающиеся успехи науки за последние четыре столетия достигнуты благодаря эксперименту.
Специфическая особенность эксперимента как эмпирического метода заключается в активном практическом воздействии исследователя на изучаемы объекты. Исследователь здесь сознательно вмешиваются в естественный хо протекания природных или социальных процессов.
Научный эксперимент в большей мере, чем наблюдение, связан с теорией. Идея эксперимента, интерпретация результата эксперимента зависят от теоретических построений.
В современной науке эксперименты широко используются не только в точных науках (механика, физика, химия), но также в науках, которые изучают живую природу (генетика, физиология, биология и т.д.).
С помощью эксперимента удается связать теорию и практику. Эксперимент иногда называют вопросом, который обращен к природе. Со времен Г. Галилея эксперимент — это важнейшее средство диалога человека и природы.
Главная задача эксперимента заключается в опытной проверке гипотез и теорий.
В то же время, эксперимент имеет определенные ограничения. В ряде областей эксперимент не используется или малоэффективен, например в космологии. Ограниченные возможности эксперимент имеет также в исторических науках, поскольку в истории изучаются события, которые уже случились. Во многих социальных и гуманитарных науках применение эксперимента ограничено по этическим соображениям.

 
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz