Общие закономерности динамики науки как процесса порождения нового знания

Хотя развитие науки обусловлено в конечном итоге общественной практикой, наука в то же время развивается по своим внутренним закономерностям.
Общие внутренние закономерности развития научного знания
1. Преемственность в развитии научных знаний. Каждая более высокая ступень в развитии научного знания возникает на основе предшествующей ступени. Новое удерживает в себе все ценное, что было в старом знании (И. Ньютон создает в ХУIII веке новую физику, но в то же время признает, что он ((стоял на плечах гигантов»).
2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки. С одной стороны, наука развивается благодаря количественным изменениям. Количественные изменения — это постепенные изменения, долговременное накопление новых научных данных. Но, с другой стороны, на определенной стадии происходит качественный скачок, перерыв постепенности в развитии науки. Наступает период научной революции. Примером таких революций являются теории Н. Коперника, А. Зйнштейна.
3. дифференциация и интеграция научных знаний. Наблюдается диалектическое взаимодействие двух противоположных тенденций. Первая тенденция — дифференциация — проявляется в выделении новых научных дисциплин, вторая тенденция — интеграция — проявляется в синтезе, объединении научных знаний. На одних исторических этапах развития науки преобладает дифференциация, а на других - интеграция. Процесс дифференциации наук, выделение новых самостоятельных дисциплин особенно активно осуществляется с ХУI— ХУII вв. Прежде единое знание под названием философия начинает бурно делиться на философию и собственно науку.
Обратный процесс — интеграция научных знаний — является характерной чертой современной науки. Выражением интеграции является появление многочисленных пограничных наук (астрофизика, социобиология, биохимия и т.д.).
4. Углубление м атем атизации и компьютеризации. Сущность математизации заключается в использовании количественных понятий и методов в частных науках. Выдающимся родоначальником процесса математизации является основатель экспериментального метода Г. Галилей. Ему принадлежат утверждения: ((Книга Вселенной написана на языке математики)); ((Тот, кто хочет решать вопросы естественных наук без математики, ставит неразрешимую задачу)).
5. диалектизация науки — это все более широкое внедрение во все отрасли науки идеи развития, а значит и времени. Идея развития и времени внедряется сегодня не только в исторические науки, но и в такие науки, как физика, химия, астрономия.
б. Ускоренное развитие науки. С момента возникновения в ХУI— ХУII вв. наука развивается все более ускоренными темпами.
Ускоренное развитие науки реализуется в двух направлениях:
а) Постоянное нарастание массы научных знаний. По некоторым подсчетам, сумма научных знаний удваивается каждые пять-семь лет.
б) Сокращение сроков перехода от научных открытий к практическому применению.
7. Свобода критики, недопустимость монополизма в науке. Критика имеет своей задачей целостную оценку научного знания, с выявлением как сильных, так и слабых сторон научных идей. Наука, в отличие от теологии и идеологии, изначально признает возможность и полезность критики собственных положений.

 
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz