Взаимодействие традиций и новаций в процессе возникновения нового знания.

Научные революции как перестройка оснований науки
В процессе развития науки и возникновения нового знания взаимодействуют две тенденции:
а) Традиции. Это устоявшиеся знания, которые связаны с предшествующим этапом развития науки, с накопленными научными знаниями.
б) Новации. Это новые знания, выступающие в виде гипотез, непривычных идей, новейших теорий.
По вопросу о связи традиции и новаций в развитии науки существует две точки зрения:
1. Кумулятивизм
2. Революционизм
Кумулятивизм утверждает, что новое знание является простым расширением и продолжением старого знания. Согласно такой точке зрения, развитие науки сводится к количественному накоплению новых истин. действительно, в периоды спокойной эволюции науки данный процесс может иметь место.
Революционизм критикует кумулятивный подход. Сторонником революционизма считается американский философ науки Т. Кун. Он полагает, что новаторские изменения в науке наблюдаются на этапе научных революций. Именно в ходе этих революций обеспечивается подлинный прирост научных знаний.
Сравнивая два подхода, можно сделать вывод, что истина находится где-то в середине. Нельзя противопоставлять традиции и новации в развитии науки.
Уже на этапе традиций возникают принципиально новые знания. И в то же время. революции происходят в науке, не отменяя полностью старые знания (теория относительности А. Эйнштейна не опровергла механику И. Ньютона).
Причины научных революций:
1. Появление новых объектов исследования. Революция в физике в конце ХIХ в. началась как результат исследования принципиально нового объекта — микромира.
2. Появление новых средств исследования. Изобретение микроскопа вызвало революцию в биологии.
3. Появление новых методов исследования. Революция в естествознании ХУII в. обусловлена проникновением в науку нового — экспериментального метода.
Наряду с указанными причинами, революции в науке связаны также с перестройкой оснований науки (метатеорий).
Основания науки есть самые фундаментальные теоретические конструкции в науке, в частности, это философские основания науки. Важнейшим элементом оснований науки является также научная картина мира, и поэтому научные революции знаменуют собой переход от старой научной картины мира к новой научной картине мира. Примером подобных революций является переход от геоцентризма к гелиоцентризму в Х\/—Х\/I вв., а также переход от механической картины мира к новой релятивистской картине мира в начале ХХ века.

 
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz