Проблемы типологии научных революций.
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания

Научные революции по степени общности можно классифицировать так:
1. Внутридисциплинарные научные революции
2. Глобальные научные революции
Внутридисциплинарные революции носят частный характер и затрагивают качественные изменения в отдельных научных дисциплинах, а глобальные революции предполагают качественные, сущностные изменения, общие для разных научных дисциплин.
Внутридисциплинарные революции периодически происходят во всех научных дисциплинах. Примерами таких революций являются: революция в астрономии в ХУ—ХУI вв., в результате чего происходят качественные изменения во взглядах на космос, на строение Вселенной; революция в биологии в ХХ в., связанная с развитием генетики.
Глобальные научные революции затрагивают качественные изменения ряда отраслей науки. Самыми известными революциями данного типа являются революции в естествознании. Эти революции свидетельствуют об изменении качественных свойств комплекса естественных наук. Примером может служить революция в естествознании ХУIIв., связанная с возникновением опытного естествознания. Здесь возникает опытное естествознание, которое опирается на эксперимент в союзе с математическими методами исследования (Г. Галилей, И. Ньютон).
Научные революции есть, прежде всего, качественные, сущностные изменения во взглядах на мир. При этом прогресс науки не носит однолинейный характер. Рост научного знания носит нелинейный характер. В процессе развития науки наблюдается возникновение и борьба нескольких научных теорий. В ходе этой борьбы одни теории исчезают, а другие побеждают и продолжают развиваться. Наблюдается своеобразное раздвоение в прогрессе научных знаний. В определенной точке развития происходит бифуркация, т.е. раздвоение. Образуются две альтернативные научные концепции, противоборствующие между собой. В результате одна из концепций одерживает победу, а другая отмирает.
Победа той или иной научной концепции во многом зависит от мировоззренческих установок и культурных традиций. Так, победа геоцентрической идеи Птолемея во многом была обусловлена поддержкой христианской церкви, поскольку составной частью религиозного мировоззрения являлось учение о Земле как богоизбранной планете.
Таким образом, научные революции имеют место на всем протяжении развития науки, причем наблюдается нелинейность роста научного знания.

 
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz