Глобальные революции и типы научной рациональности.
Историческая смена типов научной рациональности:
классическая, неклассическая, постнеклассическая

Революции в науке приводят к смене типов научной рациональности. Рациональность есть открытие европейской науки. РациональностЕ предполагает способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения В науке рациональность обозначает совокупность логических доводов, обоснований которые строятся на анализе опыта и подкрепляются силой разумных рассуждений i аргументов.
Типы научной рациональности на протяжении истории науки меняются Выделяется три основных типа научной рациональности. Их смена обусловленЁ революцией в науке.
Кпассический тип рациональности связан с революцией в науке ХУII в. Е основе этого типа объяснения мира лежит деистическое утверждение: ((Бог когда-тс создал мир, природу, но в дальнейшем никакого участия в развитии мира н принимает». Следовательно, здесь обособляются научный и религиозный подходы I миру. Наука превращается в автономную от религии область духовной культуры.
Природа рассматривается с позиций механики. Природа — это набор статичных неизменных во времени объектов. Время — это лишь внешний параметр, который н влияет на характер событий.
Особенностью познавательной деятельности является исключение из процессЁ познания ценностных ориентаций. Из науки изгоняются рассуждения о совершенстве смысле, гармонии, добре и т.д. Идеалом научной рациональности становятся безразличные ко всему знания. Нидерландский мыслитель Б. СпинозЁ утверждал: ((Истина требует не смеяться, не плакать, не проклинать, понимать)).
В данный период идеалом науки считалась механика и наблюдалосЕ стремление все явления в природе и даже в обществе объяснить на основе законо механики. Характерно желание построить одну единственную истинную теорию Считалось, что недалек тот день, когда будет создана единая, все объясняюща5 теория.
Неклассический тип рациональности сформировался в результате революци в естествознании на рубеже ХIХ-ХХ вв. Возникает неклассическое естествознание iл соответствующий ему неклассический тип рациональности.
В центр научных исследований выдвигается изучение объектов микромира Специфика этих объектов потребовала изменений в объяснении мира. Возникаеп новое понимание научной рациональности. Крепнет убеждение, что ученый изучаеп объект не таким, каков он есть сам по себе, а таким, каким он становится в процессе взаимодействия с наблюдателем. В классической физике можно было пренебречЕ влиянием приборов наблюдателя на результат познания. Иное дело при изучени явлений микромира. Здесь прибор и наблюдатель влияют на изучаемый объект вызывают возмущение в объекте исследования, возможна деформация объекта.
Постнеклассический тип рациональности является следствием научной революции, которая начинается в 70-е гг. ХХ века. Рождается постнеклассическа наука, а вместе с нею постнеклассический тип рациональности. ОсновныЕ характеристики постнеклассического типа рациональности:
— идея историзма — всякий объект понимается как имеющий историю;
— изучаются такие системы, составной частью которых является человек (например: это объекты экологии, которые невозможно изучить, НЕ рассматривая включенность в экологические системы человеческого фактора). Е науку внедряется антропный принцип, предполагающий изучение природы чере призму присутствия в ней человека.
— широкое применение компьютерных технологий;
— внедрение в научную деятельность ценностного аспекта. Нейтральное, безучастное к ценностям научное знание уходит в прошлое, примером чему являются современные дискуссии, которые сопровождают развитие генной инженерии.

 
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz