Исторические предпосылки формирования биоэтики. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики.

Биоэтика – сложные поведенческие программы, присущие животному миру. Много признаков, присущих человеку, генетически обусловлено. Все человеческие действия – это его поведение. Хронометрия человеческого по-ведения показывает, в какой значительной степени биологично всё поведение человека.
У животных есть большой набор инстинктивных запретов, необходи-мых и полезных в общении с сородичами. (Собаке можно привить понятли-вость и послушность, чуждые ей). Помимо придуманной нами для неё этики у хорошей собаки есть собственная мораль, во многом совпадающая с нашей. Собака не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту, презирает трусость и обман.
Мораль животных – это создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные программы поведения в некоторых случаях, воз-никающих при общении при общении с себе подобными. Полезный необхо-димый инстинкт остается неизменным, но для особых случаев, где его про-явление было бы вредно, вводится специально созданный механизм тормо-жения. Но и культурно-историческое развитие человеческого общества про-исходит так же, ведь важнейшие требования всех моральных заповедей и ко-дексов – это не предписание, а именно запреты.
Механизмы животных и табу людей соответствуют морали только с функциональной точки зрения.
Важнейшие запреты:
- «не убей своего»;
- нельзя нападать сзади, неожиданно, без предупреждения, без провер-ки;
- у животных есть запреты применять смертоносное оружие или убий-ственный приём в драке со своими, у них есть механизм торможения;
- не позволяет бить того, принял позу покорности (слабый подставляет уязвимое место сильному);
- победа всегда за тем, кто прав.
Биоэтика получила развитие в 70-е гг. ХХ в. в США и западной Европе. Большую роль сыграла медицина, генетика и генная инженерия. Новый уро-вень технико-практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этнические проблемы. Биоэтика воз-никла как ответ на технологические вызовы в медицине Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в про-тиворечие и просто в конфликт с традиционными культурными ценностями и с традиционными аксиологическими ориентациями. (Для христианства серд-це не только биологический, но и духовный орган человека).
Биоэтика – это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на свободное и ответственное самоопределение свой жизни.
Биоэтика в широком смысле в рамках ценностных форм, это процессы которые определяют отношение к жизни и смерти, к детству и старости. Био-этика имеет аксиологический смысл. Она не только включает в себя этиче-ские нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отно-шений человека с биогеоценозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этнических размышлений и мораль-ной регуляции.
Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тревога и забота о будущем человеческого рода.
Термин «биоэтика» предложил американский биолог В. Р. Поттер. Био-этика становится поиском реальных путей к созданию глобальной этики че-ловечества будущего (аборт, эвтаназия).
Постулаты биоэтики:
1. Единство науки и гуманистических ценностей.
2. Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.
3. Регулирование, исходя из гуманистических ценностей, научных исследований включая и запреты на некоторые виды экспериментов, связанных с участием человека.
4. Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.
Центральный вопрос – отношение человека к жизни и смерти. Жизнь – это высшая ценность. Это отношение к эвтаназии, критерии смерти, отноше-ния врача и пациента, к умирающим дефективным новорожденным, к деби-лам.
Существуют концепции для решения глобальных проблем взаимосвя-зей в мире.
Право на смерть, на аборт, проблема изъятия органов для транспланта-ции.
Ф. Аяла, Э. Уилсон, Г. Флор и другие считают, что различные формы проявления социальности (альтруизм) есть и в животном мире. Наше поведе-ние определяется биологическими факторами. Моральные установки способ-ствуют сохранению генов предков, поэтому моральное поведение ведет к выживанию человечества – коллективного потомка общего предка. Агрес-сивность человека также есть качество, общее человеку и животному. В за-висимости от ситуации, в человеческой группе проявляется то альтруистиче-ские, то агрессивные черты, что усиливает выживаемость вида.
Борьба альтруизма и агрессивности, в равной степени имеющих биоло-гические корни, в человеческом сообществе принимает форму «совести». Так что не подавление врожденных биологических импульсов, а, напротив, сле-дование им способствует выживанию человечества. Чисто «биологическая преграда» не дает развиться групповой агрессии; культурные нормативы в этом случае приказывают убивать.
При оценке политического поведения, борьбы за власть, войн, револю-ций социобиология заявила о себе как о «биополитике». Понять предпосылки социальной стабильности, логику массового сознания, отношение народа к вождю невозможной без понимания биологических основ этих процессов. Так, «передача настроения» птиц в стае в случае опасности может быть ис-пользована для объяснения предреволюционных настроений. Нахождение в непосредственной близости от политического лидера, умеющего должным образом использовать «жесты уверенности», «ритуал успокоения», способст-вует социальному единству. Представители биополитики считают, что струк-тура отношений господства – подчинение, борьба за власть, доминирующее положение в группе, обществе, определяющее распределение ресурсов, оп-тимизация политических отношений должны опираться на изучение группо-вого поведения животных.
Для представителей глубинной экологии (А. Наесс, У. Андерсон, У. Фокс и др.) изменение взаимоотношений общества и природы начинается с изменения самой структуры нашего «я». Традиционное противопоставле-ние самой структуры нашего «я» и окружающего мира заменяется представ-лением о том, что наше «я» - это поле, которое постоянно расширяется, уг-лубляется, сливаясь со всем существующим на планете.
Забота о природе становится заботой о себе, все преграды между «я» и природой разрушается, человек начинает мыслить «изнутри» природы, мо-раль оказывается излишней. Личность превращается в «эко-я», она готова «сбросить с себя бремя отождествления только с человеческой сущностью». Человек начинает говорить от имени Земли, леса, горы. В рамках глубинной экологии предлагаются способы слияния с природой: ритуальные формы действий, медитативные упражнения, пробуждение «эволюционной памяти», «эко-дыхательные» упражнения, подключающие «я». Человек утрачивает индивидуальную свободу, подчиняет душе природы, растворяясь в ней.
Рассматривается отношение человека к природе в интимно-личностных, этнических, эстетических, религиозных аспектах. Она рассчита-на на сотрудничество с природой, руководства природой, расширения воз-можностей природы. Зачастую она связанна с христианскими воззрениями, расширяя заботы христиан о всем живущем на Земле. Отношения человек и природы должны приобрести характер симфонии. Вопреки распространен-ному мнению, что христианство явилось источником потребительского от-ношения к природе.
Л. Уайт, Дж. Пассмор, Ф. Аштфилд утверждают, что в христианстве коренятся совершенно иные тенденции взаимоотношений человека с приро-дой. Библейский Эдем – это идеальный образ природы, возврат к единению с природой. Грехопадение – деспотически-потребительское отношение к при-роде, выраженное в рационализации взглядов на природу как объект анализа и носитель стоимости. Мироощущение христианина способно за видимой ог-раниченностью природы прозреть божественный замысел движения сотво-ренного мира к совершенству, к единению с Творцом. В этом случае «я» не растворяется в душе природы; напротив, зрелость «я» есть залог существова-ния и «возрастания» природы.

 
Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz